В Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана в учебный процесс внедряется цифровая экосистема мониторинга показателей психофизиологического статуса студента
МГТУ им. Н.Э. Баумана, являясь Национальным исследовательским университетом в сфере техники и технологий, признан в нашей стране и за рубежом одним из лидеров по подготовке инженерных и научных кадров.
Обучение в Бауманском университете сопряжено с интеллектуальными и психосоматическими перегрузками у студентов, обусловленными, в первую очередь процессом адаптации к новым условиям учебы в ВУЗе и специфическими требованиями «образовательного прессинга», а также дефицитом времени и внедрением в учебный процесс образовательных программ нового поколения. Как показывает анализ практики, все вместе взятое, является причиной возможной социально-психологической дезадаптации студентов, приводящей к депрессивным состояниям и нервным срывам, асоциальным поступкам, в том числе, провоцирует употребление психоактивных веществ, наркотических средств или их современных аналогов. Не исключаются и случаи суицидальных поведенческих реакций.
В этой связи, одной из важных решаемых задач ректором МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александровым и президентом МГТУ им. Н.Э. Баумана И.Б. Федоровым является сохранение и укрепление здоровья студентов. С 1996 г. в Университете реализуется Комплексная программа «Здоровьесберегающие технологии и профилактика социально-значимых заболеваний в образовательно-воспитательном процессе» (далее Программа). Популяционный мониторинг состояния здоровья и социально-психологического благополучия студентов осуществляется через деятельность Учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» МГТУ им. Н.Э. Баумана (УМЦ ЗТПН) и кафедры «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» (АФК), которые входят структурно в Физкультурно-оздоровительный факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана.
УМЦ ЗТПН и кафедра АФК при внедрении в учебный процесс здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий тесно взаимодействуют с Научно-образовательным медико технологическим центром (НОМТЦ), Головным учебно-исследовательским и методическим центром профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), санаторием-профилакторием МГТУ им. Н.Э. Баумана, что, несомненно, способствует развитию и инклюзивного образования в Бауманском университете.
В университете созданы все условия для ведения здорового образа жизни (ЗОЖ), в то же время, внедрение современных здоровьесберегающих технологий в учебный процесс сопряжено и с формированием среди студентов моды на ЗОЖ.
Одним из определяющих факторов мотивации студентов здорового образа жизни является внедрение в учебный процесс современных цифровых технологий мониторинга и контроля параметров (показателей) жизнедеятельности студента.
В Российской Федерации создан определённый тренд на улучшение качества общественного здоровья за счет разработки и внедрения цифровых технологий индивидуального мониторинга показателей жизнедеятельности человека. В этой связи и в Бауманском университете активно ведется пропаганда ценностей здоровья и внедряется в образовательные компоненты элементов цифровой экосистемы мониторинга показателей психофизиологического статуса студентов.
Экспериментальное исследование по внедрению цифровой экосистемы мониторинга показателей психофизиологического статуса в учебный процесс проводится специалистами и педагогами кафедры АФК. В первую очередь это обусловлено тем, что на кафедре проводятся занятия со студентами, имеющими определённые ограничения возможностей здоровья, что способствует повышению мотивации среди таких студентов для более эффективной адаптации к новым условиям обучения в системе высшего образования МГТУ им. Н.Э. Баумана. При этом у студентов формируется ценностное отношение к своему здоровью, происходит осознавание значимости управления качеством своего здоровья, что позволяет приобрести некий дополнительный жизненный смысл и сформулировать для себя те конкретные и практически достижимые цели, движение к которым требует мобилизации всех ресурсов организма, способствует развитию личности.
Одними из важных задачам внедрения цифровой экосистемы мониторинга показателей психофизиологического статуса студентов в учебный процесс являются:
К элементам цифровой экосистемы мониторинга показателей психофизиологического статуса студента относится набор носимых электронных гаджетов, осуществляющих непрерывный мониторинг 24/7/365 и собирающих показатели психофизиологического статуса человека. Данные с этих гаджетов формируют Big Data массивы и доступны для обработки и анализа в режиме онлайн как пользователю (студенту), так и оператору (педагогу).
Рис.1 Элементы цифровой экосистемы мониторинга показателей психофизиологического статуса студента МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Внедрение здоровьесберегающей технологии с элементами цифровой экосистемы повышает эффективность формирования среди студентов мотивации к ведению здорового образа жизни, а также способствует профилактике заболеваний и воспитанию устойчивых полезных привычек, в том числе формирует моду на ЗОЖ. Кроме того, цифровая экосистема позволяет использовать облачные технологии сбора, обработки, аналитики, хранения данных, а также реализует достаточно облегчённое подключение новых устройств и расширение функциональных возможностей, при этом формируется единая информационная база данных и статистики параметров здоровья студентов.
Недавно, в апреле месяце под руководством Старожука Евгения Андреевича, проректора по экономике и инновациям МГТУ им. Н.Э. Баумана, состоялось заседание Научно-технического совета МГТУ им. Н.Э. Баумана по проблемам внедрения новых цифровых технологий в образовательную систему ВУЗа.
На заседании выступили представители инженерной отечественной компании ООО «Спортидея», которые представили возможности созданных новых «умных гаджетов», в разработке которых принимали участие и инженеры-выпускники Бауманского университета.
Директор УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана профессор Семикин Геннадий Иванович доложил о реализации в ВУЗе комплексной программы «Здоровьесберегающие технологии и профилактика социально-значимых заболеваний в образовательно-воспитательном процессе». Также Геннадий Иванович акцентировал свое внимание на внедрении современных здоровьесберегающих технологий с учетом применения элементов цифровой экосистемы мониторинга и управления здоровьем студентов.
Кроме того, с опытом использования «умных гаджетов» и других элементов цифровой техники выступил Миронов Алексей Сергеевич, доцент кафедры АФК, который представил наглядно результаты эксперимента по внедрению цифровой экосистемы мониторинга параметров здоровья для студентов, имеющих ограничения возможностей здоровья.
Решением НТС рекомендовано продолжить взаимодействие научных подразделений и кафедры АФК МГТУ им. Н.Э. Баумана с инженерами и специалистами ООО «Спортидея» в разработке и внедрение в образовательную среду Бауманского университета цифровых здоровьесберегающих технологий с применением элементов цифровой Экосистемы.
Кроме того, предложено:
Таким образом, сотрудничество между ведущими профильными кафедрами МГТУ им. Н.Э. Баумана и социально ответственным бизнесом позволят сформировать среди студентов, специалистов и педагогов мотивацию к здоровому образу жизни за счет повышения ответственности за свое индивидуальное здоровье, а также сотрудничество позволяет обеспечить взаимодействие социально ответственного бизнеса и университетской науки в рамках внебюджетной деятельности.
Маслова Арина, волонтер ООД «Здоровая инициатива»
Обучение в Бауманском университете сопряжено с интеллектуальными и психосоматическими перегрузками у студентов, обусловленными, в первую очередь процессом адаптации к новым условиям учебы в ВУЗе и специфическими требованиями «образовательного прессинга», а также дефицитом времени и внедрением в учебный процесс образовательных программ нового поколения. Как показывает анализ практики, все вместе взятое, является причиной возможной социально-психологической дезадаптации студентов, приводящей к депрессивным состояниям и нервным срывам, асоциальным поступкам, в том числе, провоцирует употребление психоактивных веществ, наркотических средств или их современных аналогов. Не исключаются и случаи суицидальных поведенческих реакций.
В этой связи, одной из важных решаемых задач ректором МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александровым и президентом МГТУ им. Н.Э. Баумана И.Б. Федоровым является сохранение и укрепление здоровья студентов. С 1996 г. в Университете реализуется Комплексная программа «Здоровьесберегающие технологии и профилактика социально-значимых заболеваний в образовательно-воспитательном процессе» (далее Программа). Популяционный мониторинг состояния здоровья и социально-психологического благополучия студентов осуществляется через деятельность Учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» МГТУ им. Н.Э. Баумана (УМЦ ЗТПН) и кафедры «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» (АФК), которые входят структурно в Физкультурно-оздоровительный факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана.
УМЦ ЗТПН и кафедра АФК при внедрении в учебный процесс здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий тесно взаимодействуют с Научно-образовательным медико технологическим центром (НОМТЦ), Головным учебно-исследовательским и методическим центром профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), санаторием-профилакторием МГТУ им. Н.Э. Баумана, что, несомненно, способствует развитию и инклюзивного образования в Бауманском университете.
В университете созданы все условия для ведения здорового образа жизни (ЗОЖ), в то же время, внедрение современных здоровьесберегающих технологий в учебный процесс сопряжено и с формированием среди студентов моды на ЗОЖ.
Одним из определяющих факторов мотивации студентов здорового образа жизни является внедрение в учебный процесс современных цифровых технологий мониторинга и контроля параметров (показателей) жизнедеятельности студента.
В Российской Федерации создан определённый тренд на улучшение качества общественного здоровья за счет разработки и внедрения цифровых технологий индивидуального мониторинга показателей жизнедеятельности человека. В этой связи и в Бауманском университете активно ведется пропаганда ценностей здоровья и внедряется в образовательные компоненты элементов цифровой экосистемы мониторинга показателей психофизиологического статуса студентов.
Экспериментальное исследование по внедрению цифровой экосистемы мониторинга показателей психофизиологического статуса в учебный процесс проводится специалистами и педагогами кафедры АФК. В первую очередь это обусловлено тем, что на кафедре проводятся занятия со студентами, имеющими определённые ограничения возможностей здоровья, что способствует повышению мотивации среди таких студентов для более эффективной адаптации к новым условиям обучения в системе высшего образования МГТУ им. Н.Э. Баумана. При этом у студентов формируется ценностное отношение к своему здоровью, происходит осознавание значимости управления качеством своего здоровья, что позволяет приобрести некий дополнительный жизненный смысл и сформулировать для себя те конкретные и практически достижимые цели, движение к которым требует мобилизации всех ресурсов организма, способствует развитию личности.
Одними из важных задачам внедрения цифровой экосистемы мониторинга показателей психофизиологического статуса студентов в учебный процесс являются:
- формирование навыков и умений управления собственным здоровьем через формирование идеологии ответственности каждого студента за собственное здоровье и воспитание привычки самоанализа своего психофизического статуса, способности к саморегуляции и самокоррекции;
- разработка и внедрение элементов цифровой экосистемы мониторинга показателей психофизиологического статуса студента в его повседневную жизнедеятельность;
- последующий анализ полученных результатов первичной апробации элементов цифровой экосистемы и распространение полученного опыта в учебный процесс вуза.
К элементам цифровой экосистемы мониторинга показателей психофизиологического статуса студента относится набор носимых электронных гаджетов, осуществляющих непрерывный мониторинг 24/7/365 и собирающих показатели психофизиологического статуса человека. Данные с этих гаджетов формируют Big Data массивы и доступны для обработки и анализа в режиме онлайн как пользователю (студенту), так и оператору (педагогу).
Рис.1 Элементы цифровой экосистемы мониторинга показателей психофизиологического статуса студента МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Внедрение здоровьесберегающей технологии с элементами цифровой экосистемы повышает эффективность формирования среди студентов мотивации к ведению здорового образа жизни, а также способствует профилактике заболеваний и воспитанию устойчивых полезных привычек, в том числе формирует моду на ЗОЖ. Кроме того, цифровая экосистема позволяет использовать облачные технологии сбора, обработки, аналитики, хранения данных, а также реализует достаточно облегчённое подключение новых устройств и расширение функциональных возможностей, при этом формируется единая информационная база данных и статистики параметров здоровья студентов.
Недавно, в апреле месяце под руководством Старожука Евгения Андреевича, проректора по экономике и инновациям МГТУ им. Н.Э. Баумана, состоялось заседание Научно-технического совета МГТУ им. Н.Э. Баумана по проблемам внедрения новых цифровых технологий в образовательную систему ВУЗа.
На заседании выступили представители инженерной отечественной компании ООО «Спортидея», которые представили возможности созданных новых «умных гаджетов», в разработке которых принимали участие и инженеры-выпускники Бауманского университета.
Директор УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана профессор Семикин Геннадий Иванович доложил о реализации в ВУЗе комплексной программы «Здоровьесберегающие технологии и профилактика социально-значимых заболеваний в образовательно-воспитательном процессе». Также Геннадий Иванович акцентировал свое внимание на внедрении современных здоровьесберегающих технологий с учетом применения элементов цифровой экосистемы мониторинга и управления здоровьем студентов.
Кроме того, с опытом использования «умных гаджетов» и других элементов цифровой техники выступил Миронов Алексей Сергеевич, доцент кафедры АФК, который представил наглядно результаты эксперимента по внедрению цифровой экосистемы мониторинга параметров здоровья для студентов, имеющих ограничения возможностей здоровья.
Решением НТС рекомендовано продолжить взаимодействие научных подразделений и кафедры АФК МГТУ им. Н.Э. Баумана с инженерами и специалистами ООО «Спортидея» в разработке и внедрение в образовательную среду Бауманского университета цифровых здоровьесберегающих технологий с применением элементов цифровой Экосистемы.
Кроме того, предложено:
- проведение исследований по экономическому обоснованию использования элементов цифровой Экосистемы как в рамках бюджета пользователя, так и в рамках общественного здравоохранения;
- создание концептуально новых промышленных дизайнерских проектов элементов цифровой Экосистемы;
- разработка концепции новых информационных технологий сбора, хранения, использования и защиты персональных данных неинвазивного и дистанционного мониторинга жизненно важных параметров состояния человека;
- разработка инновационных биомедицинских систем, создающих новую цифровую Экосистему для нужд телемедицины; 6. разработка бизнес-концепций в области использования данных, полученных с помощью цифровой Экосистемы; использование полученных данных в здоровьесберегающих технологиях, фитнесе, физической культуре и спорте.
Таким образом, сотрудничество между ведущими профильными кафедрами МГТУ им. Н.Э. Баумана и социально ответственным бизнесом позволят сформировать среди студентов, специалистов и педагогов мотивацию к здоровому образу жизни за счет повышения ответственности за свое индивидуальное здоровье, а также сотрудничество позволяет обеспечить взаимодействие социально ответственного бизнеса и университетской науки в рамках внебюджетной деятельности.
Маслова Арина, волонтер ООД «Здоровая инициатива»